19 марта в музее ГБОУ Школа № 2053 состоялась «Музейная суббота-2016». Проведена она была в форме творческой встречи «Битва за Москву: уникальные экспонаты музея «Герои нашего времени».
Во встрече приняли участие представители Межрегионального движения талалихинцев и патриотических сил района «Некрасовка». Организаторами дня открытых дверей школьного музея выступили музейный и поисковый актив ГБОУ Школа № 2053, ГМЦ Департамента образования г. Москвы, Общероссийская общественная организация «Офицеры России», Совет ветеранов Некрасовки, Спортивно-досуговый центр «Некрасовка».
В этот день в музее собрались делегации из трех школ содружества «Некрасовская Республика», ветеранская общественность, преподаватели, родители и учащиеся школы № 2053, подростки, стоящие на учете в КДН и ЗП района Некрасовка.
Творческая встреча открыла в школе цикл патриотических мероприятий, посвященных году славного 75-летия Битвы за Москву.
На встрече выступили:
- директор ГБОУ Школа № 2053 Ольга Алексеевна Волкова;
- музейные активисты и поисковики Игорь Микитюк, Дмитрий Васькин, Макар Клиндухов (окончил школу в прошлом году, но продолжающий плодотворную работу в музейном и поисковом активе), музейные активисты Екатерина Жочкина, Кирилл Коробов, Никита Кляровский;
- руководитель музея «Герои нашего времени», заместитель руководителя исполкома «Офицеров России» ЮВАО Михаил Владимирович Михайлов;
- руководитель поискового отряда «Эхо войны» Алексей Николаевич Земсков;
- руководитель музея дошкольного учреждения Московского образовательного комплекса им. Виктора Талалихина Галина Николаевна Резник;
- представитель Совета ветеранов Некрасовки Валентина Гавриловна Величко;
- зам председателя Совета ветеранов работников госслужбы Некрасовки Ольга Павловна Столярова;
- директор ГБУ «Спортивно-досугового центра «Некрасовка» Тадеуш Константинович Гришкевич.
Итоги встречи подвел методист ГМЦ Департамента образования г. Москвы Сергей Азатович Григорян.
На встрече ветераны передали музею уникальные фронтовые письма и фотографии москвичей, в ходе мероприятия в авторском и групповом исполнении прозвучали стихи и песни, посвященные уникальным музейным экспонатам и поисковому отряду «Эхо войны».
В числе уникальных экспонатов были продемонстрированы подлинные части легендарного самолета Виктора Талалихина, на котором Герой обороны Москвы совершил первый в истории Второй мировой войны высотный ночной таран. Трофейная пишущая машинка «Mercedes» писателя-фронтовика Николая Наумова, на ней написана эпопея о Великой Отечественной войне, роман о битве за столицу «Москва – заря студеная» с авторским автографом музею. Подлинные хлебные карточки москвичей времен войны, подлинный флаг, под ним советское подразделение с боями дошло до гитлеровской Германии, где встретило День Победы, подлинник фронтовой газеты за 9 мая 1945 года с удивительной судьбой.

 

 

Александр ЛИСИН.
Фото и видео автора.

 

 

В октябре 2015 года, будучи на съёмках в одной из школ района Некрасовка Юго-Восточного округа города Москвы, мы познакомились с очень интересным человеком, военным пенсионером, лётчиком, а ныне педагогом дополнительного образования Сергеем Петровичом Карповичем. В школе он ведёт кружок авиамоделирования, в  который ходят несколько десятков  школьников, причём  ходят не только мальчики, но и девочки. Из самых различных материалов под опытным руководством Сергея Петровича, ребята изготавливают макеты различных моделей самолётов, планеров и других летательных аппаратов: от времён Великой отечественной войны до самых современных машин. Одна из лучших моделей планера, сделанная школьниками попала в музей ВОВ «Дорогами войны - дорогами Побед», созданный общественной организацией «Дети войны. Память» На предложение познакомить нас с музеем в целом  и его экспозициями  в отдельности, а так же сделать видеорепортаж, Сергей Петрович откликнулся с воодушевлением, мы обменялись телефонами,  через пару дней долгожданный звонок и мы договариваемся о дате съёмок, месте и времени встречи.  Встреча выпала на 3 ноября, в канун Дня народного единства. Справка:  Российский государственный праздник, отмечается ежегодно 4 ноября. История праздника связана с освобождением Москвы от польских интервентов народным ополчением 4 ноября 1612 года. Сергей Петрович встретил нас возле метро «Лермонтовский проспект» и любезно подвёз на своём автомобиле до самого музея. Музей находится в здании местного отделения общероссийской общественно-государственной организации ДОСААФ России Люберецкого района  Московской области. По дороге к нам присоединились представитель поискового отряда «Застава Святого Ильи Муромца» г. Москвы Мануйлов Евгений и Поликарпова Ольга Петровна, председатель общественной организации  «Дети войны. Память», Ольга  Петровна нам и рассказала об истории создания музея, его экспонатах,  а мы в свою очередь сделали запись в гостевой книге и договорились встретиться в ближайшее время  и обсудить перспективы развития музея, а также наладить каналы сотрудничества с другими музеями военно-патриотической тематики.

 

 

 

Школа – это то место, где берет исток становление гражданина и патриота, где формируется сопричастность молодого поколения к жизни своей страны, ее истории, к народу России. Именно здесь обретает направление и разбег личность каждого ученика и ученицы. Поэтому так важно, чтобы первые хрупкие ростки гражданственности получили в школьных стенах поддержку и условия для здорового развития. Также понятно, что истинный патриотизм невозможен без любви к малой родине, которая начинается с родителей, «с картинки в твоем букваре, с хороших и верных товарищей, живущих в соседнем дворе», с привязанности к улицам и проспектам родного микрорайона и живущим здесь людям, к своей школе. Можно сказать, любовь к Родине проявляется, проступает в образах близкого мира с детских и школьных лет, какие потом и остаются с нами на всю жизнь. Эти мысли и стали стержнем концепции создания и развития музея «Герои нашего времени». На острие угла всей деятельности музея – воспитание патриотизма и гражданственности у учащихся на образцах героизма и мужества современников, гражданских подвигов наших соотечественников, и большей частью тех, кто живет в непосредственной близости от школы. Поэтому основной упор – на поиск носителей истории Отечества среди жителей микрорайонов, окружающих школу, и, в первую очередь, среди родителей и родственников учащихся. Таким образом, школьный музей будет встроен в воспитательный процесс, связывая между собой поколения, внедряя и развивая преемственность патриотических традиций.