Год до школы: специалист семейного центра рассказывает о возрастной психологии дошкольника
«Сын моей подруги уже таблицу умножения учит, а мой все алфавит не запомнит никак!» - сетуют мамы в беседах на детских площадках. Многие родители переживают, достаточно ли знаний и умений у их «подготовишек», которым через год-полтора нужно будет собираться в школу. Психолог семейного центра «Гармония» Ирина Буланова уверена: каждый ребенок уникален и, по большому счету, никому ничего не должен, однако у специалистов есть перечень базовых навыков для этой возрастной группы, который можно взять за основу и оценить уровень развития и социальной адаптации будущего школьника.
Если тревога за малыша не оставляет вас, то вы можете обратиться к специалистам семейных центров, которые проводят консультации по вопросам возрастной психологии как с родителями, так и непосредственно с самими детьми, а при необходимости помогут скорректировать проблемы и дадут ценные советы.
Навыки самоидентификации и ориентирования
К шести годам ребенок уже, как правило, четко идентифицирует себя с представителями своего пола. В этом возрасте ребенок имеет первоначальное представление о гендерной принадлежности людей, умеет определять ее по ряду признаков (одежда, прическа, предпочтения в играх, имена и так далее).
К шести годам у ребенка определено понимание семьи, семейной иерархии и своего места в ней с учетом закладываемых в него семейных сценариев. Малыш хорошо помнит имена родителей, бабушек, дедушек и других родственников, с которыми контактирует регулярно, а также их статусы по отношению друг к другу. Дети шестилетнего возраста уже неплохо ориентируются в своем районе – визуально помнят свой дом и подъезд, дорогу от дома к детскому саду или к магазину, знают расположенные неподалеку объекты и ориентиры. Здорово, если родители помогут сыну или дочке выучить наизусть домашний адрес и телефон мамы или папы, а также научат, в каких случаях и кому эту информацию следует озвучивать.
Навыки самообслуживания
К шести годам дети уже обычно стремятся к самостоятельности, освоив элементарные базовые навыки самообслуживания: умеют самостоятельно одеваться, правильно подбирать обувь – не наденут ботинки из разных пар и босоножки зимой. Они способны выполнять несложные задания по дому – помыть и убрать за собой посуду или даже разогреть еду в микроволновке, навести порядок в комнате, убрать карандаши и игрушки по местам, полить цветы.
«Рекомендую поощрять попытки и стремления ребенка к самостоятельности в бытовых вопросах. Не следует что-либо доделывать за него, если занятие ему наскучило или он же отвлекся на другое. Всегда лучше плавно его возвращать к прерванному делу и закреплять привычку заканчивать начатое, не оставлять на потом», - говорит психолог.
Если в семье есть домашнее животное, то ребёнка лучше привлекать к уходу за ним, ведь элементарные вещи как насыпать корм, налить воды, помыть миску, ребёнок в шести годам вполне может выполнить без помощи взрослых. А это, в свою очередь, будет положительно сказываться на формировании самостоятельности, заботливости, ответственности у вашего чада.
Поощрение развития и закрепления навыков
За всяким положительным проявлением инициативы всегда должно следовать поощрение. Например, ребенок помыл посуду или накрыл на стол, а может быть помог вам с уборкой в доме? Похвалите его за это, сходите вместе в зоопарк или парк аттракционов. В выборе поощрений ориентируйтесь на свои возможности и предпочтения ребенка.
Нередко у родителей возникает желание помочь ребенку в выполнении домашнего задания, который ребенок получил в дошкольном учреждении. Прежде чем спешить на помощь, подумайте, а не навредит ли ему это в будущем? Делая работу за ребенка или совместно, родители нередко оказывают ему дурную службу, закрепляя навык выученной беспомощности, когда в будущем человек, сталкиваясь с той или иной проблемой и задачей, будет изначально рассчитывать на чью-то помощь, не прилагая умственных и физических усилий для самостоятельного её решения.
Интеллектуальные навыки
Дети шестилетнего возраста находятся в преддверии поступления в школу, а потому для наиболее успешной адаптации к новому для себя виду деятельности родители стараются уделить максимум внимания развитию его интеллектуальных способностей и навыков. В частности, помимо развития и закрепления познавательных навыков и способностей анализа и простейшей систематизации информации, большинство родителей делают упор также и на накоплении непосредственно интеллектуального багажа – знание цифр и простейших операций с ними, узнавание букв из алфавита в словах и умение прочесть самые короткие из них. Безусловно для успешного освоения подобных навыков ребёнку понадобится умение произвольного удержания внимания на объекте, которое к данному возрастному периоду формируется биологически, однако требует дополнительного совершенствования и проработки, и именно с данной проблемой мамы нередко обращаются к психологам семейных центров. На консультациях психологи всегда помогут выявить конкретную объективную причину преждевременной утери фиксации на предмете, помогут устранить её, проработать и закрепить позитивный навык усидчивости и концентрации.