В этом году исполняется 100 лет со дня выхода Декрета Совета народных комиссаров РСФСР «О ликвидации безграмотности в РСФСР» от 26 декабря 1919 года. Согласно ему, всё население Советской России в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, было обязано учиться грамоте на родном или на русском языке (по желанию).
Все мы рождаемся неграмотными. Это нормально. Со временем этот недостаток исправляет школа. Если в школе не получилось, то поезд ушёл. Ни последующее обучение в колледжах, ни в ВУЗах, ничего не изменит. Добавятся знания, профессия, но как говорил Винни-Пух «правильнописание» хромает. Оно хорошее. Но почему-то хромает. И буквы опаздывают» Типичная ситуация для тех, кто получил образование после его реформы.
Советская власть серьёзно взялась за обучение своих граждан. Народный комиссариат просвещения повсеместно организовывал школы ликвидации безграмотности. Для этого были задействованы все имеющиеся ресурсы. Стране, вставшей на путь индустриального развития, были необходимы грамотные кадры для подъёма экономики.
"Асфальт надо класть, а они ложат"
Сейчас ресурсов для образования куда больше, чем в начале двадцатого столетия, но в какой-то момент что-то пошло не так. В каком месте страна свернула не туда? Если 50-60 лет назад хромое «правильнописание» было уделом небольшого процента среди пожилых людей и отпетых двоечников, то сегодня даже среди отличников многие пишут, что «ихнее координально лудше»
Кампания по ликвидации безграмотности (с 1919 г. до начала 1940-х гг.) – массовое обучение грамоте взрослых и подростков, не посещавших школу, – была уникальным и самым масштабным социальным и образовательным проектом всей истории России. Спустя много лет советское образование стало одним из лучших в мире.
Безграмотность - бич современного общества. Такое ощущение, что для многих наших современников годы обучения в средней школе прошли мимо. Как ни странно, но безграмотные очень любят общаться. Они пишут на форумах, обожают чаты в мессенджерах. Эти "грамотеи" не стесняются своих ошибок, и плевать хотели на тех, кто указывает на эти недочеты.
Листаешь Интернет и убеждаешься - мы живём в эпоху великих орфографических открытий! «Зафтра икзамин па рускаму! Думую, што сдаду» Многие либо учились плохо, либо мозг по каким-то причинам вернулся к заводским настройкам. При этом замечание сделать не моги — получишь в лучшем случае титул «граммар-наци»
В сельской местности были организованы избы-читальни, в которых проходили занятия под девизом «Обучи или обучайся» Часто эти помещения не отапливались, люди сидели в верхней одежде, нередко и курили.
Иногда нынешние встречи управы с населением по обстановке похожи на исполнение декрета Совнаркома: многие сидят в одежде или на ней, что-то жуют. Не хватает для антуража дедов с самокруткой в зубах и обладателей кожаных тужурок с маузером на боку. И только когда в аудитории начинаются попытки перекричать оппонента, сравнение с избой-читальней улетучивается, перенося нас на митинг оппозиции.
"Образование — это то, что остаётся, когда всё, чему нас учили, уже забыто."
Часто малограмотный «ученик», возвратившись к привычной жизни, забывал полученные в ликпункте знания и навыки. «Если книг читать не будешь, скоро грамоту забудешь!» – грозно, но справедливо предупреждал агитационный плакат: до 40% окончивших ликпункты возвращались туда снова. Ликвидация безграмотности нередко встречала сопротивление со стороны населения (знакомо, не правда ли?)
Прошло сто лет с момента выхода декрета, но постоянно посещает мысль: а не открыть ли подобные школы вновь, издав соответствующий «декрет»? Просто видеть ошибки уровня начальной школы у людей с высшим образованием, это уже ни в какие ворота.