Успешное осуществление реабилитационной программы ребёнка-инвалида напрямую зависит от слаженной работы Междисциплинарной Команды Специалистов (МКС), так утверждают в УСЗН ЮВАО г. Москвы.
Социальная реабилитация – это всегда комплекс мер, это работа специалистов из разных областей, имеющих общую цель, но идущих к ней разными дорогами. И только сумма усилий психолога, инструктора адаптивной физкультуры и специалиста по реабилитационной работе даст положительный результат. Как это происходит, можно рассмотреть на таком примере.
На занятии у психолога ребёнок получает задание нарисовать человека. Это тест К. Маховера, который показывает индивидуальные особенности личности. Далее идёт обсуждение: кто этот человек, где он живёт, есть ли у него друзья. Этот тест говорит не только о психологических проблемах, но и о состоянии интеллекта, а также об особенностях развития, связанных с заболеванием ребенка.
Чем рисунок ребёнка точнее, тем выше уровень его развития. В нашем случае часто бывают допущены грубые ошибки в изображении фигуры человека. Чем значительнее расстройство ребёнка, тем больше страдает как его восприятие образа тела, так и графическое изображение. Это очень важно для выстраивания коррекционной работы психолога.
Специалист по реабилитационной работе знакомится с рисунком ребёнка и делает выводы, касающиеся уже не психологических особенностей ребёнка, а уровня его графомоторных навыков и знания частей тела. На занятиях ребёнок обучается названию частей тела, последовательности их расположения и умению изобразить человека карандашом на бумаге. Пальчиковая гимнастика и упражнения на развитие кинестетического праксиса также входят в систему работы над образом человека.
А дальше наступает очередь инструктора по адаптивной физкультуре, который подбирает ребёнку индивидуальные упражнения на развитие координации и умения владеть своим телом. При подборе упражнений учитывается и заболевание ребёнка, и степень его моторной ловкости и физической выносливости. Правильно выстроенная система движений закрепляет знания своего тела, способствует более успешной психологической коррекции.
Вот один из примеров, каким образом осуществляется междисциплинарное взаимодействие специалистов в нашем отделении социальной реабилитации детей-инвалидов ГБУ ТЦСО «Жулебино».