Под таким названием в школе № 2053 прошел урок мужества в рамках Единого музейного урока «Из Руси в Россию» Городского методического центра Департамента образования города Москва.

Вместо пролога к уроку мужества прозвучал вопрос к залу:
Почему урок посвящен казачеству, а на главной заставке известная картина Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри»?
И только четвертый ответ был точным: Богатыри сами были казаками!
Действительно, уже в самом начале былины про богатырскую заставу Илью Муромца величают атаманом, Добрыню Никитича – податаманьем, Алешу Поповича – есаулом. То есть богатырская застава была просто-напросто, если говорить сегодняшним языком, казачьим подразделением.

Активисты музея «Герои нашего времени» из 5 «Б» школы № 2053 прочли отрывок из былины об Илье Муромце, где богатырь победил 900-тысячное войско басурманских принцев. А во фрагменте фильма «Илья Муромец» по мотивам былин он же, умело сражаясь мечом-кладенцом, одним ударом прокладывал целую просеку в бесчисленных порядках вражьей армии.
Могло такое быть на самом деле? Зал привел множество примеров, что нет, не могло. А что же делать тогда с жанром – былина, который уже названием своим утверждает быль, то есть то, что было на самом деле.
Ответ юного казака, который пришел в казачьей форме кадета казачьих классов школы № 2121, к истине был ближе остальных: в былинах описывается то, что было, но с приукрашиванием! Нет, не с приукрашиванием, просто реальная действительность особым образом зашифровывалась посредством былинных литературных обобщений, при этом время событий срасталось, а вражья сила приобретала черты исполинских сказочных героев. Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович никогда не встречались, жили в разные века, но вместе они олицетворяют несокрушимую силу защитников русской земли.
В доказательство реальности исторического бытия Ильи Муромца на сцену вышел казачий полковник, историк, писатель Юрий Ильяшенко-Магась, род которого связан с дружиной Ильи Муромца, а, возможно, и являет собой его прямое потомство. Об этом говорит даже фамилия писателя, которому Правительство Москвы поручило написать рассказы о казаках для школьников. Из уст Юрия Юрьевича аудитория узнала много интересного. Например, о том, что половецкие военачальники управляли своими войсками посредством различного свиста. Отсюда и образ Соловья-разбойника. Или, скажем, о том, что во времена Ильи Муромца еще не было точных границ. Отряд патрулировал примерно очерченную местность, и к дружине обращались за помощью славяне, предки нынешних русских, белорусов, украинцев, и все они получали защиту от бесчинствующих кочевников. Во фрагментах  документального фильма было показано место упокоение святого Ильи Муромца в пещерах Киевско-Печерской Лавры, рентгеновские снимки его костей и результаты исследования останков судебно-медицинской экспертизы, а также реальные географические места богатырских подвигов. Актив музея «Слава Отечества в орденах и медалях» гимназии № 1597 представил подлинные награды, которыми награждали казаков, штурмовавших крепости Измаил и Очаков, доблестно отличившихся в Отечественной войне 1812 года, при взятии Парижа в 1814-м году, воевавших в разных войнах на Кавказе. На большом экране сменялись эпические картины битв снимками орденов и медалей. Руководитель музея один из ведущих фалеристов России Юрий Лучинкин погрузил собравшихся в свое удивительное историческое исследование,  которое провело собравшихся через века неувядаемой военной славы казачества. У боевых наград, как и у людей, свои неповторимые судьбы. Юрий Викторович подарил ребятам и взрослым удивительную возможность в буквальном смысле прикоснуться к старинным святыням. Активисты музея прошли в зал, предоставляя редчайшую возможность рассмотреть ордена и медали и даже подержать их в руках.Группа юных спецназовцев из военно-патриотического клуба «Пластун» кадетских казачьих классов школы № 2121 продемонстрировала на уроке мужества свою показательную программу. Комментировал ее участник боевых действий в Афганистане руководитель клуба и офицер-воспитатель кадетских классов  войсковой старшина Владимир Гринкевич, атаман хуторского казачьего общества «Ярославское». Клуб был создан не так давно, и это было самым первым публичным выступлением кадетов. Ребята показали приемы владения шашкой, ногайкой, технику рукопашного боя, а один из кадет с завязанными глазами разобрал и собрал автомат Калашникова. Приятно отметить, что казачата не только достойно выступили на сцене, но и во время подготовки урока мужества, и в ходе его проявили себя как дисциплинированные, активные, думающие молодые люди, для которых  войсковое товарищество не пустой звук. Наследниками былинной славы и участники творческой группы казачьего поискового отряда «Эхо войны» (школа № 2053). Руководитель отряда полковник запаса Алексей Земсков и в этот ответственный момент находился со своими бойцами на сцене. Группа исполнила литературно-музыкальную композицию «Курган», посвященную поисковой работе и единству славянских народов. На экране под музыку Сергея Рахманинова сменяли друг друга фотографии с Вахт Памяти, где трудились на раскопках те, кто нынче читал стихи в луче прожектора. Председатель Совета старейшин казаков ЮВАО казачий полковник Геннадий Заболотников позже отметил:
Меня поразило, как профессионально читали ребята! А как же иначе? Чувства, которые поисковики вкладывали в стихотворные строчки, каждый из них добывал собственными руками в непростых военно-походных условиях в местах ожесточенных боев под Москвой. Атаман казаков ЮВАО (РКО Юго-Восток) казачий полковник Сергей Шишкин по просьбе организаторов урока мужества принес наградную шашку от президента России и булаву. Они вместе с папахой стали центральным звеном сценического оформления. Сергей Владимирович поприветствовал участников урока и рассказал об исконном казачьем оружии. И тоже, продолжая традиции школьных музеев, дал возможность подержать ребятам в руках символы доблести и власти. Кроме того атаман поднял целый ряд атаманов и товарищей атаманов (первых заместителей), которые присутствовали на уроке мужества, и представил их собравшимся.
От Общероссийской общественной организации «Офицеры России», с которой мы плотно взаимодействуем, слово взял участник боевых действий в Чечне, краповый берет подполковник спецназа Внутренних Войск Юрий Хожайнов. Казаков военному ремеслу учат с раннего детства, уже в юношеские годы они начинают свою службу, выполняя специальные задачи, поэтому их вполне можно считать спецназом. Еще со времен Древней Руси.
Известный автор-исполнитель, организатор шестнадцати Федеральных фестивалей авторской песни полковник Михаил Калинкин – еще и знаток старинных казачьих песен. Причем поет он их немного по-своему, как слышал в далеком детстве от бабушки. Михаил Михайлович на протяжении всего урока мужества погружал нас в эти образцы народного творчества, которые поются до сих пор и не только в станицах. В завершение он исполнил две своих песни, посвященные спецназу и получившие распространение в военной среде. Видео к песням вобрало в себя военные дороги российских специалистов последних лет. Ольга Дмитриева, методист Городского методического центра Департамента образования г. Москвы, в разговоре с организаторами обратила внимание на стройность композиции  мероприятия, где каждое новое звено логично вырастает из предыдущего,  тема пронизывает века, но службу богатырской заставы и нынешних спецназовцев многое роднит. Круг, как говорится, замкнулся. Честно говоря, для того, чтобы так точно вникнуть в авторский замысел, надо разбираться не только в воспитательной работе. Оказалось, Ольга Львова потомственная казачка, дочь офицера. Итог урока подвела директор школы № 2053 Ольга Волкова. Ольга Алексеевна подчеркнула, что патриотизм, любовь к Родине – это, прежде всего действие, поступок, будь то создание музейной экспозиции, выступление на сцене, труд поисковика на Вахте Памяти. И урок мужества «Былинная слава России», где собрались удивительные гости и яркие школьные патриотические коллективы, этому убедительное подтверждение.

 

Михаил МИХАЙЛОВ.

Фото Екатерины ЖОЧКИНОЙ.

Видео Александра ЛИСИНА.