Печать
Категория: Общая

На дворе март … позади удручающее «домашнее обучение» и вот тут… Большинство родителей считает, что школьных уроков их сыну или дочери недостаточно. Ведь каждому родителю важно, чтобы их ребёнок развивал свои таланты, вырос успешным человеком, да и просто - чтобы не шатался без дела. Словом, аргументы в пользу кружков и секций примерно похожи. Благо, вариантов дополнительного образования в мегаполисе множество: кружки, секции, «мастер-классы», онлайн-обучение, специализированные факультативы при школах.

У многих родителей есть возможность выстраивать свой собственный график, учитывая интересы и способности ребёнка. И всё же вопрос остаётся – КАК выбрать именно то, что будет важным для моего ребёнка, а не превратится тяжкую повинность ребёнку и дополнительными финансовыми проблемами всей семье? Специалист Семейного центра «гармония» Арбатова Лариса предлагает родителям краткий экскурс по существующим родительским «подходам-аргументам».

Стратегия «Улучшайзинг» - чаще всего связан со школьной программой, и при этом подходе главная цель родителей – укрепление «слабых сторон» ребёнка, что их ребёнок учился если не лучше многих, то на крайний случай – не хуже большинства. Для родителей это способ получить уверенность: наш сын или дочь справляется. Такой вариант часто выбирают тревожные люди, перфекционисты, иногда с синдромом отличника. В них много неуверенности и страхов, когда дело касается успешности ребёнка. Эти мамы и папы любят таблицы развития и успеваемости, для них важна социальная оценка, которая выступает ориентиром. Иногда это всё маскируется под что-то, занимательно-развивающее: скорочтения, «ментальной арифметики», «абсолютной грамотности», то есть декларируется, что все обучающие усилия направлены на прокачку когнитивных навыков как залога успеха. Но хорошо бы понять, что родитель в этой парадигме всё время как будто слегка разочарован ребёнком. «Почему он не интересуется математикой? Почему он не может заниматься чем-то содержательным?» А ребёнок, в свою очередь, всё время стремится дотянуться до какой-то абстрактной нормы. Его успех для него самого неочевиден — он ориентирован только на родителя и его одобрение, а тот транслирует недовольство. Появляется ощущение погони за уходящим поездом, а это, согласитесь, не может быть хорошей мотивацией.

Стратегия «Сейчас это актуально» (читай модно) - это маркетинговая образовательная стратегия, якобы ориентированная на формирование универсального адаптивного и социально востребованного ученика. Такого рода занятия (курсы робототехники, информатики для малышей, китайского языка с раннего возраста, ментального счёта) основаны на страхе родителей перед будущим. Все мы хотим, чтоб наши дети были успешными, и нам объясняют, что без китайского (английского, …) языка, информатики, а то и (не дай Бог) православной культуры не сделать карьеру. И мы боимся, что наш ребёнок не сможет соответствовать требованиям общества, в котором окажется. Это «фишки», которые очень привлекают, но не отвечают на главный вопрос любого обучения: для чего? Всё, чем ребёнок занимается, должно быть осмысленно, и мы и ребёнок должен понимать, зачем он это делает. Ему нравится процесс? Общение с интересными людьми? Если на таких курсах он получает это, то почему бы и нет. А если такие занятия просто заполняют время и родительскую надежду, но не несут никакого смысла — то зачем?...

Стратегия «Пьедестал почёта» основан на том, что родители выявляют в ребёнке какой-то талант — и вкладывают в его развитие всё время и силы (своё и ребёнка), плюс средства (причём часто объём финансовых вложений идёт по нарастающей). Аргумент и мотив: «Наш ребёнок не такой, как все». Родители «подсаживаются на иглу одобрения», ранних детских побед и готовы вкладываться. Но нередко случается так, что в определённый момент ребёнок перестаёт быть успешным по какой-то причине. Например, утрачивает интерес и понимает, что это «не его»; устаёт от ритма тренировок; меняются требования со стороны тренера (преподавателя). Как бы там ни было, такие родители болезненно переживают неудачи детей, разочаровываются и «уходят из спорта». И здесь ошибка стратегии кроется в отношении к успехам ребёнка. Важно не то, каких он достигает высот и побед, на какой ступеньке пьедестала он стоит, получает ли он медали, — а то, что ему лично даёт этот спорт. Иногда в погоне за победами родителей подстёгивают тренеры, которые усиливают давление на ребёнка. Конечно, плюсы есть: у таких детей хорошо развит волевой компонент и сформирована привычка к работе, умение выполнить поставленные задачи. Но важно замечать и минусы – у таких детей нет выбора - всё решено за них тренером и родителями, нет свободного времени и … возможности самоопределиться, осознать себя, понять – это нужно мне или навязано?

Стратегия «По стопам родителей» - которую можно представить формулой «Я не смог (или смог) — сможешь и ты». Данная стратегия тоже бывает травматичной и невротизирующей, потому что в её основе — желание родителя заново прожить собственную историю на опыте своего ребёнка. Нередко за этим стоит незакрытый гештальт взрослых, и в результате дети вынуждены проживать не свою «тему», заниматься тем, к чему у них нет предрасположенности и интереса. Ребёнок видит, как его успехи в какой-то области (будь то музыка, балет или хоккей) важны для мамы или папы — и начинает ориентироваться на эти эмоции, стремясь получить одобрение близких людей. И это неплохо - именно через такую преемственность формируются профессиональные династии. А вот проблемы могут начаться, когда ребёнок в какой-то момент станет сопротивляться. Поэтому желательно избегать проекций родительских моделей на ребёнка. Если же внешняя и внутренняя мотивации совпадают — нет проблем, значит, в этой семье все будут довольны друг другом.

Стратегия «По зову сердца» - ориентирована на интересы самого ребёнка. Её плюсы — личностное развитие, самооценка, умение выбирать, способность не цепляться за то, что потеряло смысл. Здесь уже могут быть недовольны родители. Наиболее частая претензия — ребёнок начинает ходить в какой-то кружок или секцию и вскоре бросает, и так несколько раз. Складывается ощущение, что он ничего не доводит до конца, не может сосредоточиться на чём-то одном. Это обусловлено тем, что любое увлечение проходит разные циклы: эффект новизны, потерю интереса, желание пробовать новое. В случае, если вы ориентируетесь на запросы ребёнка, попробуйте найти золотую середину. Малышей придётся отвлекать от «затратных идей», с детьми семи лет уже вполне можно договориться: сколько вы готовы потратить на абонемент, сколько занятий он посетит. И в то же время не стоит моментально предоставлять всё по желанию ребёнка. Пусть его выбор означает и его ответственность. Однако не исключено и следующее: если дочь заявляет, что мечтает стать балериной, то ей всего-навсего хочется танцевать дома в балетной пачке. А сын, который решил стать футболистом, просто не прочь поиграть во дворе с мячом.

Этот краткий рассказ о стратегиях только для того, чтобы родители смогли увидеть разницу между декларируемым и реальным, взвесили плюсы и минусы в ситуации «драмкружок, кружок по фото, а еще и петь охота»… Словом, выбирать Вам.